Немало любителей-флоксоводов уже много лет бьются над опознанием безымянных сортов и уточнением истинного облика известных сортов. Сравнивают цветы по записям селекционеров и рассказам очевидцев, получавших свои флоксы прямо из рук авторов. Причем нередко оказывается, что даже достоверно известные сорта как-то плохо подходят под описание авторов-селекционеров: и рост не тот, и колечко откуда-то появилось...
В чем же причина? То ли автор не уделил внимания деталям, то ли сорт уже изменился за истекшие десятилетия. Попробуем разобраться.
На самом деле десятилетия назад, когда авторских сортов флоксов было еще не так много, авторы не описывали свои новинки настолько дотошно, как это приходится делать сейчас. В настоящее время количество сортов и сеянцев возросло в порядки! В результате, под старые описания можно подвести уже не один-единственный сорт, а до десятка, если не более.
К тому же, с течением лет в разных природных условиях флоксы и в самом деле постепенно мутируют. Некоторые сорта довольно устойчивы к мутациям, другие уже давно в разных областях стали заметно отличаться друг от друга, а некоторые, особенно штрихованные сорта, вообще легко дают возврат к родительским вариантам.
Но сейчас я хочу рассказать о фенотипической изменчивости флоксов, которая происходит под влиянием природных условий. То есть такой, когда возвращение в исходные условия возвращает и прежний облик растения.
Из-за таких изменений нередко возникают споры: «А разве это у вас NN? Вот у меня (или на фотографии) сорт NN выглядит совсем иначе!»
А между тем, в рамках буквально одного-двух сезонов и даже месяцев, отличающихся по погодным условиям, некоторые сорта так меняются, что их не узнать даже самому владельцу. Просто, если бы не висела бирка, ни за что бы не поверил! Некоторые изменения происходят вообще в течение недели - остается только диву даваться.
Почему они меняются?
Начнем с кислотности почвы. На кислой почве синеют не только любимые всеми садовые гортензии. Многие сорта флоксов, окраска которых находится в пурпурно-лилово-сине-фиолетовой гамме, на кислой почве становятся сине-фиолетовыми. Но стоит их пересадить в более подходящую для флоксов нейтральную или слабо-щелочную почву, окраска меняется на пурпурно-лиловую. Поэтому не редкость, что купленные где-нибудь на рыночке флоксы шикарного сине-фиолетового оттенка, будучи посаженными в лучшие условия (то есть на некислую землю), становятся ближе к лиловым. Причем, надо учитывать, что и в течение жизни на одной грядке кислотность может меняться при отсутствии или наличии мер по раскислению почвы.
На солнце часть сортов выгорает, не обязательно до белых пятен, но окраска цветка светлеет. Обычно это характерно для темноокрашенных сортов, фиолетово-пурпурных и красных, а также для голубовато-сиреневых и некоторых розовых. Например, темно-пурпурный Чародей эффектнее становится в легкой полутени. Обгорает на полном солнце красно-пурпурная Жар-Птица, светлеет розовая Манон и сиренево-голубая с белым Любаша. Очень светлым становится Цвет Яблони. А вот сиренево-голубоватый Туман посветление старых цветков не портит - соцветие выглядит переливчатым.
У сорта Румянец Девушки двоякая реакция: хотя на солнце старые цветки бледнеют быстрее, зато молодые раскрываются значительно ярче, чем в полутени.
В очень жаркое лето многие сине-лиловые сорта почти теряют синеватый оттенок, становясь лиловыми.
Из-за дождей дымка на дымчатых сортах заметна с трудом, а во время влажной осени на Драконе серебристые штрихи, образующие дымку, совсем перестают появляться.
На сильном солнцепеке, напротив, некоторые флоксы дают очень интересные штрихованные изменения окраски, иногда близкие к дымчатости.
Многоликие красавцы
Особенно среди изменчивых сортов я хочу выделить два: старый отечественный сорт Маргри и довольно новый зарубежный сорт Эденс Смайл. О них я расскажу подробнее.
Сколько раз мне говорили: «Это у вас не Маргри», - когда условия выращивания несколько отличались от средних.
Маргри славен крупными трехцветными венчиками - густые сине-лиловые тени по краю белых лепестков и яркий малиновый глазок в центре. Но такую окраску он дает только на кисловатых почвах. На более щелочных «тени» на лепестках становятся лиловыми и слабо контрастируют с глазком. А в сильной тени весь цветок становится лиловым со слабым посветлением вокруг колечка, причем края лепестков почти теряют половинчатость окраски, то есть «тень» распространяется на весь край лепестка (фото 5,6, 7).
В какой-то год я даже сам, смутившись, специально пометил «мутировавший» куст Маргри и пересадил его рядом с другими деленками этого сорта. И что же? На следующий год, в одинаковых условиях, существенных отличий я не нашел.
Но больше всего меня удивил Эденс Смайл (Eden's Smile). По первым появившимся фотографиям в Интернете я полюбил этот дымчатый сорт за его удивительную окраску. У него нежный, густой СИРЕНЕВЫЙ цвет, который потом по краям становится серебристым, получается как бы «цветок в цветке» в центре венчика (фото 1).
На следующий год мне повезло найти Эденс Смайл в Москве на ВВЦ, причем цветущим. Но куст меня разочаровал - мелкие цветки ЛИЛОВОГО, типично «подзаборно-флоксового» от-тенка, ну разве что с дымкой. Решил купить этот куст только как новый дымчатый сорт.
Уже дома, в Питере, увидел у знакомой сорт Эденс Смайл, но сиреневый, как полагается. (Она купила корешок весной.) Списав всё на голландскую неразбериху (с чем мы неоднократно сталкивались), решили обменяться черенками в следующем году, если окраска останется такой же.
Чтобы восстановить истину, искал картинки Эденс Смайл в зарубежном Интернете и там тоже встречал этот сорт с лиловыми цветками, однако грешил на качество фотографий, которое, в принципе, было ужасным.
И что же на следующую осень? Мой Эденс Смайл зацвел моим любимым СИРЕНЕВЫМ цветом. В результате я решил, что «виновата» разница в кислотности почвы.
Новым испытанием стало лето 2010, когда более двух месяцев стояла жара до 32 градусов в тени. Каково же было мое удивление при виде расцветающего густо-розового, с лиловым оттенком, Эденс Смайл (фото 3). Правда, с наступлением осенней прохлады последние кисти расцвели уже знакомыми сиреневыми цветами.
Исходя из собственного опыта и многолетних наблюдений, хочу дать совет любителям флоксов. Если ваш флокс похож на какой-то сорт, но вы сомневаетесь в его внешних данных, проанализируйте, где он посажен. Попробуйте пересадить куст в несколько иные условия (обязательно повесьте бирку!). Возможно, все станет на свои места.
На внешность флокса влияют многие факторы. В частности, кислотность почвы может сильно изменить окраску.
Окраска меняется и под воздействием солнца. Например, дымчатые сорта выигрывают при посадке с небольшим притенением.
Пытаясь определить сорт, нельзя судить по первому году жизни в саду. Посмотрите в следующем сезоне, сравните высоту, форму соцветия и прочие параметры.
На солнце одни сорта выгорают - светлеют, а другие, наоборот, становятся ярче. Сравните фото 8 и 9. Сначала цветы были однотонно окрашены, а под действием яркого солнца появились светлые штрихи.
А. Шачнев, г. С.-Петербург
Фото автора
www.zvezdy-sumerek.pp.ru
Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2011 года № 4.
Автор:
А. Шачнев